Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле

18:46, 18 мая 2024г, Культура 1290


Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле Фото №1
Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле Фото №2
Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле Фото №3
Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле Миниатюра №4
Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле Миниатюра №4
Юбилейная выставка Ирины Щетининой «Палитра моей жизни» проходит в Барнауле Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

На ней представлены 65 живописных работ разных десятилетий с узнаваемым колоритом и вниманием к деталям.

Семейные ценности

Так сложилось, что о художниках Щетининых обычно говорят как о семье: вместе с мужем, живописцем Анатолием Щетининым, они в 2003 году открыли частную картинную галерею, в которой с тех пор прошло около 200 персональных, коллективных и тематических выставок авторов со всего края и из других регионов. В большей степени работа этого арт-пространства – заслуга именно Ирины, которая не жалеет своего времени на создание чужих экспозиций и старается выгодно представить творчество других художников. Она же – автор статей и дизайнер бук­летов и каталогов, вещественных свидетельств тех впечатлений, которые больше не повторятся.

Свою новую персональную экспозицию она тоже решила сделать в этом пространстве. И гость выставки, председатель Союза художников Алтая Дмитрий Петренко отметил: он лично был свидетелем десятков вернисажей в арт-галерее, а Ирина и Анатолий всегда создавали в нем особую атмосферу.

– Я не раз видел, как Ирина рассказывает о чужих выставках совершенно случайным зрителям – студентам, ребятишкам. И это был разговор не просто о том, как нарисовать картинку, а как быть человеком, – говорит Петренко. – Их семейная гражданская позиция – сохранение традиций, уважение к своим наставникам, к культуре своего города и края.

Об этом свидетельствуют сами работы юбилярши, и неважно, в каком жанре они выполнены: ключевые ценности отразятся и в портрете известного земляка, и в горном пейзаже, и даже в натюрморте.

Через вещи

К слову, просто натюрмортов на выставке мало – в последние годы художницу захватил жанр тематического натюрморта, натюрморта-картины. И, как признает она сама, – натюрморта-автопортрета.

Пример из экспозиции – работа 2020 года «Благословение святого Луки. В мастерской». На ней в непринужденном порядке организованы икона святого покровителя художников и врачей, стопка книг об искусстве. Обычные ключи, очки и часы как символы времени и попытки успеть рассмотреть и разгадать важные тайны бытия. Деревянный стаканчик с росписью, когда-то подаренный наставником – художником Глебом Белышевым, в нем – букет из кисточек, в которых Щетинина находит неожиданную красоту, рядом смятые тюбики масляной краски, палитра и уголок рамы. Ну и чисто живописных задач никто не отменял – художнице, по ее собственному признанию, хотелось «поработать материально», полюбоваться стеклом, тканью и металлом.

Таким же автопортретом через вещи Ирина называет свою работу 2018 года «Фио­летовое или зелёное?».

Живописные задачи

О творческой кухне Щетинина всегда готова говорить откровенно – так, как она, все равно никто не напишет:

– Эти этюды 2023 года я впервые показываю. Мы тогда съездили в Тюнгур (село в Республике Алтай. – Прим. ред.), это точка, откуда видно Белуху. Но первое время она никак не открывалась, и только в последние дни мы ее увидели. Вот тут утреннее состояние Белухи – кажется, что теперь я могу нарисовать все ее пики хоть с закрытыми глазами. А этот этюд сделан на закате, такое нужно писать очень быстро, и формат 20х40 – тот самый, где успеваешь правильно все зафиксировать. Еще я раньше всегда мечтала написать в горах такое состояние, когда все лиственницы желтые, а даль голубая, и вот тут контраст этих оттенков мне удался…

Иногда эти чисто профессиональные рассуждения могут удивить неподготовленную публику: «Гранат – великий тренажер. Я даже ребятишкам, ученикам художественных школ рассказываю, что написать человеческое лицо или плод граната – это по своим живописным задачам одно и то же. Свет, на свету блик, полутень и локальный цвет, тень, рефлекс – если вам это незнакомо, вы этого просто не увидите».

Промежуточный итог

Профессиональные искусствоведы отмечают ее мастерство портрета. Тут и образ Роберта Рождественского, написанный после просмотра множества видеозаписей поэта, и портрет основательницы Музея истории и культуры Уймонской долины Раисы Кучугановой, и работа «Звёздные миры Леопольда Цесюлевича».

«Леопольда Романовича я написала в 2022 году, хотя этот образ у меня давно был в голове, когда он еще был жив», – рассказывает Ирина. Этого совершенно своеобразного алтайского художника она написала на фоне островерхих крыш его родной Риги – точнее, «вписала» в его собственный рижский пейзаж.

– Я когда увидела этот портрет на краевой выставке, сказала: «Ну это он!» Я его таким и знала всегда, – вспоминает директор Художественного музея Алтайского края, искусствовед Инна Галкина. – А для этого надо чувствовать людей, жизнь, живопись. Думаю, он был бы счастлив увидеть свой портрет. А мы надеемся, что вы передадите эту работу Художественному музею.

А искусствовед Наталья Царёва отмечает исключительный отбор работ на выс­тавку: «Каждая – на месте, каждая говорит о вас и вашем состоянии, развитии, вашем вчера, сегодня и даже завтра. Выс­тавка этапная, эффектная и очень красивая».

Подводя промежуточный творческий итог, художница (а по совместительству галеристка, жена, мама, бабушка и еще садовод) сетует на вечную нехватку времени на собственное творчество. «Надо писать много, тогда рождение шедевра, скажем так, более возможно (смеется). Каждый день, конечно, не сможешь выдавать сильные вещи, но все-таки одну работу сделать получится».

Фоторепортаж