Как обезопасить людей и домашних животных от безнадзорных собак решают в Алтайском крае

10:44, 17 мая 2024г, Общество 720


Фото: usplash.com
Фото: usplash.com

В приоритете должны быть безопасность жителей Алтайского края, безопасность домашних животных, ответственность владельцев собак за их питомцев, а также поиск безнадзорным животным прежних или новых владельцев. Такие базовые принципы легли в основу проекта краевого закона о регулировании обращения с животными, который прорабатывается в нашем регионе.

Проблему безнадзорных животных, прежде всего, собак нужно решать  комплексным набором мер, включающих четкую регламентацию всех этапов работы с животными, границы ответственности органов власти, структур по работе с животными и самих владельцев домашних питомцев. В том числе, и с помощью усовершенствования механизма по поиску потерявшихся домашних животных и оперативного возвращения их хозяевам. Такие мнения возникают на различных дискуссионных площадках края. Об этом говорят общественники, пишут СМИ, об этой проблеме известно на всех уровнях власти — и в муниципалитетах, и на краевом уровне. Поэтому этот комплексный подход и лег в основу разрабатываемого краевого закона.

Пока же в рамках действующего федерального законодательства решить проблему безнадзорных животных не получается. Эта система, так называемая ОСВВ, предполагает следующий порядок обращения с животными: отлов -  стерилизация – вакцинация – выпуск. Представители муниципалитетов, например, называют несколько причин неэффективности данного подхода:

  1. Он не снимает вопроса безопасности людей. Рост агрессии безнадзорных собак по отношению людей - сегодня актуальных вопрос для всех регионов России. В Алтайском крае ежегодно увеличивается число пострадавших от нападения собак. (2021 год – 1,9 тысяч «покушенных», 2022 – 2.1 тысячи, 2023 – 2.3 тысячи.) Но это только официально обратившихся в медицинские учреждения. Реально – в разы больше. Так же от бродячих животных страдают и домашние животные, те же собаки или кошки, как напрямую от укусов, так и от болезней, переносимых такими безнадзорными собаками.
  2. Никак не регламентирует ответственность собственников животных и не помогает в поиске потерявшихся питомцев. Владельцы домашних животных продолжают «поставлять» ненужных им особей, увеличивая постоянно популяцию агрессивных собак. А определить, кому принадлежит бесхозная собака в настоящее время практически невозможно.
  3. Требует большого вложения финансовых средств. Если выполнять все требования закона: строительство по нормативам приютов, лечение, кормление, содержание, обслуживание собак, то это будет сопоставимо с некоторыми социальными гарантиями для людей. В Москве например в год выделяется на эту тему 1 миллиард 400 миллионов рублей. Проблема, тем не менее, там до сих пор актуальна.
  4. Подлеченные и прошедшие «санаторий» собаки все равно оказываются на улице и опять вступают в борьбу за кормовую базу территорий. Оборот пролеченных животных через приюты не решает вопрос размножения их на воле.

Из-за этих этих нерешаемых действующим законодательством проблем стали многочисленные обращения граждан в органы власти с требованием защитить население от нападения собак. Общественная палата Алтайского края, рассмотрев обращение в свой адрес, поддержала проект закона. Сейчас идет рассмотрение законопроекта на уровне муниципалитетов, которые также его поддерживают. Можно сказать, что сегодня существует большой запрос общества в сторону депутатов с требованием решить эту проблему.

Федеральные органы власти, несмотря на многочисленные обращения с мест, так и не приняли необходимые изменения законодательства. Было решено делегировать полномочия в этой области регионам. Свои законы приняты уже в ряде субъектов России, например: Республики Бурятия и Алтай, Астраханская, Саратовская и Магаданская области. В проекте краевого закона предполагает несколько иной подход, чем тот, что есть в существующем федеральном законодательстве. Прежде всего, акцент делается на поиск собакам владельцев, чтобы как можно больше таких животных перестали бы быть безнадзорными. После отлова работа с собакой идет по нескольким направлениям:

  • Возвращается ее законному владельцу, при возможности его выявления. При этом владелец оплачивает расходы по поимке собаки и ее содержанию.
  • Поиск нового владельца для животного. Это могут быть отдельные граждане, общественные структуры или приюты.

Все процедуры реализации закона должны быть четко прописаны. В проекте закона  отсутствует положение об эвтаназии отловленных и невостребованных собак. Того, что сейчас вызывает активные дискуссии, нет в законе.  Это не закон об эвтаназии собак, это закон о комплексе мер по обращению с животными. Среди них: упорядочивание содержания домашних питомцев, ответственность владельцев, процедуры отлова, осмотра и возвращения владельцам, порядок работы пунктов временного содержания и приютов, задачи, стоящие перед органами власти. Возможность умерщвления животного возможна лишь в крайних случаях: если собака проявляет агрессию, опасна для людей, находится в тяжелом состоянии по медицинским показателям, является источником болезней. Но этот процесс может быть осуществлен только по определенному списку причин и максимально гуманным, мгновенным способом.

Для организации этих мероприятий в проекте закона предполагается создание пунктов временного содержания — ПВС, которые обеспечивают краткосрочное (не более 11 дней) содержание отловленных животных без владельцев. В полномочия ПВС входит отлов, осмотр и оценка животного, решение о дальнейшем направлении прежним хозяевам или поиск новых.

При этом закон регламентирует работу и действующих приютов, которые работают по ОСВВ. Собака, попавшая к ним уже стерилизуется, вакцинируется, маркируется и содержится.

Естественно невозможно организовать данную работу без учета домашних животных и без определения ответственности за них владельцев, что поможет и быстрому возвращению потерявшихся животных хозяевам. В проекте законе предусматриваются  следующие требования к содержанию животных.

  1. Домашние животные (собаки) подлежат обязательной регистрации и маркированию на территории Алтайского края.
  2. Регистрация домашних животных осуществляется бесплатно.
  3. Маркирование домашних животных осуществляется за счет средств владельцев.

Соответственно, в закон об административных правонарушениях предполагается внести положение о штрафах за невыполнение этих требований. Это позволит остановить бесконтрольный выброс животных на улицу. После отлова животных всегда можно будет установить истинных владельцев, для возвращения потерявшегося питомца или наказание за безответственное отношение.

Закон комплексный, затрагивает широкий круг ответственных лиц и, наверно, у многих будут к нему претензии. Тем не менее запрос общества на решение проблемы есть и это возможно только достижением компромисса вокруг выдвинутых предложений. Закон этот сложный, требует серьезной проработки и обеспечения ресурсами. Возможно, в ближайшее время он будет вынесен на обсуждение краевых депутатов.

 
Фоторепортаж